Литература по противодействию финансовому мошенничеству: психологические приемы манипуляторов и методам защиты от них

В исследованиях псевдофинансовых проектов мы неоднократно упоминали приемы противодействия мошенническим техникам манипуляции. Сегодня мы решили в качестве примера ознакомить читателей со списком литературы, использованной при подготовке таких приемов:

  • «Психологические аспекты противодействия телефонному мошенничеству в финансовой сфере», методические рекомендации, рекомендованные к распространению на заседании научно-практической секции УМВД России по Кировской области 20 декабря 2023 года;
  • Зотина Е.В. «Криминологические детерминанты телефонного мошенничества, совершаемого с использованием приемов социальной инженерии», Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2023;
  • Макаров К.В., Шумилина В.Г. «Речевые манипуляции в телефонном мошенничестве», Трибуна ученого. 2021 год;
  • Медяник О.В. «Социоинженерные механизмы использования финансовой суггестии в кибермошенничестве», Журнал социологии и социальной антропологии. СПБ, 2024 год;
  • Медяник О.В., Легостаева Н.И. «Финансовое поведение россиян: факторы, типы, коды уязвимости», Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022 год;
  • Мешкова Н.В., Кудрявцев В.Т., Ениколопов С.Н. «К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества», Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 1;
  • Моисеева И.Г. «Психологические аспекты противодействия телефонному мошенничеству», Калужский экономический вестник. 2022. № 1.

В частности, работы Ольги Викторовны Медяник раскрывают коды (психологические приемы), используемые мошенниками для воздействия на жертвы:

 

Коды манипуляций, применяемых мошенниками

  1. Создание эмоциональной зависимости: провоцируется чувство вины или страха.
  2. Создание иллюзии необходимости: объекту воздействия внушается, что он обязан что-то сделать.
  3. Создание иллюзии важности: объекту манипуляции внушается, что желания манипулятора очень важны.
  4. Создание иллюзии выбора: цель — заставить человека думать, что он имеет выбор, хотя на самом деле выбора нет.
  5. Создание иллюзии согласия: цель — заставить человека думать, что он согласен на что-то, хотя на самом деле он этого не хочет. 
  6. Создание иллюзии справедливости: человека заставляют поверить, что то, что манипулятор хочет, является справедливым или правильным.
  7. Создание иллюзии единства: человека убеждают, что он и манипулятор находятся в одной команде или имеют общую цель.
  8. Создание иллюзии контроля: манипулятор убеждает жертву, что контролирует ситуацию или имеет большую власть

Коды с 1 по 6 составляют основу подавляющего большинства скриптов мошеннических колл-центров, код 7 типичен для финансовых пирамид, код 8 задействуется в сценариях «родственник в беде» и «фальшивый начальник». 

Начать изучение предмета мы бы рекомендовали с методических материалов УМВД России по Кировской области от 20 декабря 2023 года.

 

Ссылка на брошюру «Психологические аспекты противодействия телефонному мошенничеству в финансовой сфере» https://www.vyatsu.ru/uploads/file/2404/0150_chb_2_1.pdf

Оценка статьи:
Оставить комментарий
Ваша оценка

Ваш адрес email не будет опубликован.